Main menu

Патриотическое воспитание школьников в семье

18 Сен 2018

Патриотическое воспитание в семье сегодня часто отходит на второй план, — отнюдь не по причине недостатка патриотизма у самих родителей, а ввиду убежденности последних: воспитание патриотизма, как и других общественных эмоций, следует делегировать школе.
Так ли это? И должно ли чувство патриотизма присутствовать в пантеоне семейных ценностей? Что такое домашний патриотизм? Не являются ли рассуждения о семейном патриотизме пафосными, надуманными, ненатуральными? Могут ли общегосударственные, общенациональные праздники принимать форму семейных традиций? Как быть, если политические взгляды родителей расходятся (ведь такое случается, причем в дружных семьях, где в других вопросах отец и мать единодушны)? Как уберечь подростка от крайних проявлений патриотизма, принимающих шовинистические формы, особенно, когда речь идет о групповом влиянии выбранной им субкультуры?

Подобных вопросов множество, и ответы на них, чаще всего, дети и подростки ищут в кругу семьи, ориетируясь на ценности родителей, друзей семьи, близких родственников, а вовсе не на воззрения педагогов, носящие иногда плакатный характер.

Только ли Великая Отечественная война?

Десятилетиями патриотическое воспитание в советской школе базировалось на массиве исторических сведений о Великой Отечественной войне, помноженном на обширное культурное наследие: многочисленные фильмы, книги, музыкальные произведения, альтернативы которым у подростков не было и которые полностью заполняли собой патриотический эмоциональный диапазон. Сегодня ситуация качественно иная — мировая киноиндустрия, прежде всего, Голливуд, поставляет множество качественных произведений, повествующих о других страницах военной истории, прежде всего — об участии в войне других народов.

С одной стороны, подросток выбирает между широко разрекламированными новыми полотнами и фильмами, которые принадлежат, уже, скорее, к истории кино, нежели к актуальным произведениям, с другой — между компьютерными играми, сетевыми «батлами» и теми же фильмами о войне, что отечественными, что зарубежными, требующими рефлексии и осмысления.

О книге говорить вообще не приходится. Процент читающих подростков катастрофически уменьшается (речь идет о добровольном чтении книг в свободное время, а не о школьной программе). Следовательно, вероятность глубинного чувства патриотизма, основанного, к примеру, на прочтении трилогии Константина Симонова «Живые и мертвые» либо повестей Анатолия Алексина о подростках войны, тоже снижается.

На первое место выходит интерактивный «военный» патриотизм, и инициатором его могут выступить, прежде всего родители.

Как сделать войну понятной?

Как часто родители практикуют вместе с детьми и подростками совместные просмотры военных фильмов – как объявленных в широкий прокат, так и своих любимых, из собственного детства? Как часто дети видят в руках родителей книги о войне, в том числе, мемуарного характера?

Здесь дадим слово одной мудрой маме. Марина, москвичка, 36 лет: «Я была в шоке, когда моя 13-летняя дочь рассказала мне о том, что в ее класс пригласили ветерана. Дочь едва не плакала. 90-летний старик, заговаривающийся, со старческой дикцией, никто его не слушал, дети копались в айфонах, он путался в воспоминаниях, терял нить историй. Называется, выполнили галочку пригласить ветерана. Дочери было очень за него обидно. Неужели учителю не пришло в голову как-то по-другому организовать урок, посвященный Победе. У нас дома есть традиция: массовых акций мы не любим, поэтому в День Победы, от детства дочери, покупаем цветы и идем на улицу искать ветерана. Обычно встречаем какого-то старика или пожилую даму с орденами, и дарим цветы от себя, от нашей семьи».

Еще одна мать. Валерия, 29 лет: «Возможно, на меня ополчатся многие бравурные родители, но я не хотела бы, что память о войне у нынешних детей была сладкая, лубочная, без боли. В день парада родители наряжают детей в военную форму, но всячески берегут их от таких фильмов, как, к примеру, «Иди и смотри». Я считаю, что память о войне, чувство патриотизма, должны воспитывать в детях непримиримость к войне, к насилию, желание строить Родину, созидать Родину. Иногда поднять комок мусора или бутылку, брошенную другим, на вот эту вот прекрасную землю, красота которой такой дорогой ценой досталась, —– это и есть подлинный патриотизм».

Идеология или плюрализм?

И здесь нельзя не прийти к еще одному логическому выводу. Если прежде советская идеология отличалась монолитностью, то сегодня сторонник даже самой оригинальной системы взглядов без труда находит единомышленников. Опять же, на первое место в иерархии ориентиров выходят взгляды, привычки и традиции родителей: посещают ли они могилы почивших родственников, пусть даже похороненных далеко, интересуются ли родословной семьи, навещают ли «малую родину».

Часто взрослые люди стесняются своего патриотизма, в том числе, в глазах собственных детей, тем не менее, такие традиции европейских стран, когда в день государственного праздника каждая семья вывешивает над домом флаг страны, достойны подражания. И здесь приведем слова еще одной мудрой мамы. Светлана, 39 лет: «Детям своим я говорю — мама не безгрешна, папа не безгрешен, мама может накосячить, папа может накосячить, но разве будет нормальный человек поносить своих маму и папу? Нет, он будет их любить. Обижаться, злиться, но любить. То же и с Родиной».

Добавить комментарий