Особенности воспитания детей дошкольного возраста
С момента рождения до начала школьного периода ребенок проходит сложный и интересный путь развития – дошкольный период. Изучение основных направлений, моделей и методов воспитания дошкольников позволит вам сформировать собственный стиль воздействия для гармоничного развития малыша.
Воспитание детей дошкольного возраста – это ответственный и сложный этап для родителей и работников образовательных учреждений. Грамотное воспитание до школы позволяет заложить основы развития способностей, формирования характера, коммуникативных способностей, взглядов на окружающий мир.
Содержание:
Основные направления
Дошкольное воспитание включает в себя два объемных направления:
-
- Предшкольная подготовка, образовательный процесс.
-
- Развитие личностных качеств ребенка.
В возрасте от 2 до 7 лет главным авторитетом для детей остаются родители. Важно показывать хороший пример и разговаривать с ребенком об ответственности, правилах поведения и общения с ровесниками. Ребенок как зеркало отражает ситуацию в семье: грубит, если так разговаривают родители, перенимает дурные привычки и нехорошие слова.
Дошкольникам особенно необходимы тактильные ощущения: чаще обнимайте их. Психологи рекомендует делать это не реже восьми раз в день. Ребенок почувствует вашу любовь и заботу.
Воспитание дошкольников включает в себя всестороннее развитие личности: физическое, умственное, художественное, патриотическое, духовное, нравственное, эстетическое, гендерное, трудовое. Если родители замечают, что малыш преуспевает в одном из направлений (например, рисование или занятие определенным видом спорта), можно сделать упор на его развитие. Однако не следует оставлять без внимания остальные стороны комплексного гармоничного развития.
Федеральные государственные образовательные стандарты воспитания в дошкольных учреждениях учитывают все направления. В дошкольных учреждениях регулярно проводятся мероприятия, призванные развивать в детях разные способности.
Методы дошкольного воспитания
Дошкольное воспитание основывается на четырех методах:
-
- Формирование осознанности и личностных качеств ребенка (беседы, лекции, разговоры, собственные примеры).
-
- Коммуникация со сверстниками и старшими товарищами (упражнения, действия, моделирование ситуаций, жизненный опыт).
-
- Мотивационные методы (соревнования, поощрения, наказания).
- Навыки самоконтроля и самооценки, ответственность за поступки.
Модели воспитания дошкольников
Наблюдение за родителями позволило выделить три основных модели взаимодействия с детьми дошкольного возраста. Чаще всего они компонуются между собой, но один из методов является преобладающим.
Авторитарный
Авторитарный метод воспитания заключается в признании неприкосновенности родителя и его правил поведения. При непослушании ребенка ждет строгое наказание. Интересы и потребности ребенка, как правило, не учитываются. Дети вырастают безынициативными, их отличает постоянный страх перед родителями. Преимуществами такого метода является раннее формирование ответственности и умение четко и быстро выполнять задания.
Индуктивный
Индукция позволяет находить решение жизненной задачи в совместном общении родителя и ребенка. Дети учатся мыслить самостоятельно и принимать часть ответственности на себя. Важно не торопиться с тем, чтобы отдать все полномочия малышу: в дошкольном возрасте у него может не хватить осознанности решить проблему самому.
Естественное воспитание
Родители стараются убрать любые запреты и ограничения и сформировать максимально комфортную образовательную среду. Дети ведут себя свободно. В качестве основного воспитательного средства выступает образец поведения старших. Исключено давление на ребенка, родитель сам следует за его интересами.
Разумные ограничения
Основные понятия данное модели воспитания – четкие запреты и свободное пространство для развития. Со временем ребенок четко осознает границы своей личности и поведения. Запреты оговариваются заранее. Зачастую они связаны с безопасностью жизни и здоровья малыша, с возможностью его всестороннего развития. Выставленный запрет не подлежит обсуждению и сомнению.
Чего делать нельзя
Современная психология негативно относится к физическим наказаниям дошкольников. Они расцениваются как насилие в семье и демонстрирование родительской слабости, неумение найти альтернативный вариант воздействия. Ребенок становится запуганным, агрессивным, но при этом не всегда осознает ошибки.
Нельзя использовать в качестве воспитательных методов игнорирование, запугивание, оставление в одиночестве. Это рождает у ребенка страхи, вызывает психосоматические заболевания.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.