Main menu

Как развить навык осознанного чтения без ошибок

18 Окт 2017

навык осознанного чтения

Родителям следует знать, что обучение чтению не завершается на этапе, когда ребенок разобрался в принципе и стал читать хотя бы по слогам. Даже после того, как малыш стал бегло читать, навык нужно развивать дальше, чтобы чтение было осознанным и грамотным.
В определенном возрасте от детей требуется, чтобы они читали осознано, не допуская при чтении ошибок. Проверять это умение станут на контрольных чтениях в школе, где устраивают тесты не только на скорость, но и на технику чтения.

От детей требуется, чтобы они верно произносили слоги, правильно делали ударения в словах, читали с выражением, соблюдая все знаки препинания.

Кроме того, детей могут попросить пересказать прочитанное, а это значит, что от детей требуется не просто прочитать, но и понять содержание текста, рассказав его кратко или ответив на ряд вопросов, поставленных к тексту.

В старших классах школьников учат анализировать прочитанное глубже, уметь видеть ту идею, тот внутренний смысл, который был заложен в произведение автором.

Кроме того, чтение является ведущим навыком и для развития других умений. Ведь со временем упражнения и задачи по другим предметам становятся сложнее, а понимать их следует, прочитав текст учебника.

Родителям важно понимать, что навык развития качества чтения не приходит сам собой или после нескольких тренировок. Иногда для достижения результата придется усиленно заниматься, подспудно расширяя кругозор ребенка, обогащая его словарный запас, тренируя способность мыслить и воображать.

Лучше всего, если мама и папа научат ребенка читать еще до школы. Так у детей есть запас времени в первом классе, чтобы отработать технику чтения. В противном случае всему придется учиться в авральном режиме, сосредотачивая большое внимание на скорости чтения, но никак не на его качестве.

Какие упражнения помогут детям читать осмысленнее

К этим упражнениям нужно приступать после того, как ребенок перешел от слогового чтения к цельнословному. Процесс его чтения плавный, но периодически малыш допускает ошибки.
Ни в коем случае не начинайте на этом этапе развивать скорость чтения. Для этого еще рано.

навык осознанного чтения

 

Упражнение 1.

Внимательно читать текст ребенок будет, если в нем много непонятных или даже несуществующих слов. Дети будут смотреть в книгу, не желая пропустить ни единого слога. Такие тексты родители смогут даже придумать сами.

Например, это может быть вот такая история.

Масювый гунарик курнявился с зинявой бурамакой. Бурамака шлыхала и пякала. Сюмили плюмали курняво.

На первый взгляд — ничего не понять. Однако при более внимательном прочтении, можно понять, как минимум, предмет, действие предмета и признаки предмета. На основании этого можно сформулировать для ребенка вопросы к тексту. Вот увидите, внимательные дети смогут ответить, что делал «гунарик» и каким он был.

Упражнение 2.

В этом упражнении мы учим детей не додумывать слова, чтобы не ошибаться в них при прочтении. Нам понадобится детская книга с незамысловатыми текстами. Пусть ребенок систематически читает тексты задом наперед. То есть читать надо не слева направо, а справа налево.

Еще один вариант этого упражнения — чтение текста через слово.

Главное, чтобы дети отучились от автоматического додумывания слов, а сосредоточили внимание на прочтении того, что видят на странице книги.

Упражнение 3.

Возьмите для занятия небольшой текст. Пуст ребенок прочтет его три раза, но каждый раз по-разному. Сначала текст читается вслух. Затем его же нужно прочитать про себя. И заключительный этап — чтение одновременно двумя способами. Для этого родителям заранее в тексте нужно отметить части проблемных слов, например, слоги которые ребенок часто додумывает или не дочитывает. Теперь весь текст читается про себя, кроме выделенных частей некоторых слов, которые нужно произносить вслух.

Упражнение 4.

Чаще играйте с детьми в простую игру по составлению слов из заранее заданных слогов. Занятие несложное, несколько развлекательное. Его можно сделать разминкой для других более сложных испытаний.

Упражнение 5.

В детских развивающих журналах часто публикуют головоломки, в которых предлагают найти слова в кластере отдельных букв. Запаситесь такими головоломками и играйте в них всей семьей. Также можно составлять такие головоломки самостоятельно, сделав их тематическими, т.е. зашифровывая в них слова на определенную тематику — это делает игру интереснее.

Упражнение 6.

Скопируйте несколько детских текстов в документ типа Word. Уберите из текстов все пробелы между словами и распечатайте их в таком виде. Теперь систематически предлагайте почитать эти тексты без пробелов детям, чтобы они крайне внимательно относились к процессу чтения. Поверьте, чем больше практики чтения таким способом, тем больше осознаннее будут читать дети.

Добавить комментарий