Main menu

Девочка-подросток тупеет: бить ли тревогу?

29 Янв 2018

Девочка-подросток

Почему девочки-подростки, слывшие маленькими умницами, превращаются в агрессивных, как кажется родителям, «тупиц», отказывающихся интересоваться чем-то еще, кроме соцсетей и примитивных сериалов? Все просто и… неизбежно, — уверяет знаменитый психиатр Дэниел Сигел. Причина — изменения на уровне мозга, необходимые для того, чтобы девочка смогла войти во взрослый мир.
Проблема внезапного «отупения», иначе говоря, резкой смены интересов, беспокоит огромное количество родителей, с первых лет жизни ребенка придававших огромное значение интеллектуальному развитию дочери.
Тщательно подобранные детские фильмы с последующим обсуждением, восторги на предмет того, что дочка — ангел и умница — предпочитает родительские затрепанные детские книжки играм в мобильном телефоне, готовность дочери свежо и мудро рассуждать на предложенную тему, способность маленькой дочери отделять подлинное от вульгарного, — почему все вдруг оказалось в прошлом?

Дочка глупа? Но структура ее мозга действительно изменилась!

Итак, дочка с утра до ночи демонстрировала хороший вкус и открытость к развитию интеллекта. И вдруг все в одночасье изменилось. Бесконечные ролики на ютубе. Низкопробные сериалы, порекомендованные одноклассниками. Книга, неделями открытая на одной и той же странице. И нескончаемые ссоры с родителями, убеждающими «почитать», «отлипнуть от мобилки», «не тупеть», — не говоря уже о падении успеваемости и отсутствии интереса к школьному материалу.

Что произошло? «Трудный возраст» девочки-подростка, иными словами, период полового созревания, отличается не только физиологическими и психологическими аспектами, как-то менструации и эмоциональная неустойчивость. Меняется и мозг, причем цель этих изменений, уверяет Дэниэл Сигел, — инициация к самостоятельности, иначе говоря, подготовка девочки к тому, чтобы в какой-то момент сделать шаг в автономную жизнь и не остаться жить с мамой.

Какие изменения претерпевает мозг девочки-подростка?

— перестраиваются лимбическая система и стволовая часть головного мозга. Это ведет к предельному обострению эмоций и агрессивному признанию «сейчас я неистово смеюсь, а через минуту подавлена и готова к скандалу. Но отстаньте и дайте смеяться и скандалить в момент, когда мне это нужно»;

— падает базовый уровень дофамина и одновременно — повышаются его выплески в момент выработки. Дофамин — это нейротрансмиттер, участвующий в совместном функционировании ствола и коры головного мозга, а также лимбической доли. По этой причине у девочки-подростка обостряется жажда новизны, в том числе — знакомства с ценностями, которые никогда не были родительскими. В вашем доме не в чести сериалы? Значит, девочка будет смотреть их ночью под одеялом посредством гаджета;

— в момент выброса дофамина у подростков включается доминирующий триггер — неукротимая жажда новизны. По этой причине пай-девочка хамит матери, отказываясь оторваться от гаджета, помогающего ей сублимировать поиск приключений;

— в период между выбросами дофамина подростка охватывает апатия, девочка не в силах побороть скуку, которую переносит на все: прежде любимые книги и занятия музыкой или спортом, общение с родителями, традиционные семейные дела и, конечно же, школу. По этой, а не по какой-то иной причине девочка-подросток вдруг начинает испытывать отвращение к школьным занятиям.

Девочка-подросток

Сближение со сверстниками? Герои сериалов — тоже сверстники

В момент, когда родители поняли, что уже не являются единственными духовными наставниками дочери, — подросток, пожелав им «спокойной ночи», удаляется под одеяло смотреть бесконечные ролики либо вести переписки ни о чем в социальных сетях, — следует осознать, что речь не идет о дурном влиянии сверстников. Глубоко внутри себя девочка, подобно паруснику, начинает покидать безопасную гавань уютных родительских ценностей, делая необходимые первые шаги навстречу собственному новому.

Подростковые сериалы с матерщиной и сомнительными ценностями, ролики, в которых дурачатся малопонятные родителям герои, глупые перепосты в соцсетях, — это, уверяет Дэниэл Сигел, не симптомы компьютерной либо субкультурной зависимости, а лишь инструменты. Именно такие инструменты достались сегодня нашим подросткам, родившимся в эту, а не какую-либо иную эпоху.

Тем более неуместна здесь родительская ревность, даже если отцу и матери кажется, что дочь-подросток «попрала идеалы». Сближение со сверстниками как альтернатива родительскому влиянию — неизбежная составляющая «трудного периода».

Современные подростки, — девочки в особенности — общаются сегодня преимущественно «в Контакте», а не на лавочке во дворе, и это, повторим, лишь инструмент, заменить который родители не властны.

Принятие происходящего в его сути, а не воинствующее отторжение, — единственный выход, который предлагает Дэниэл Сигел родителям. То, что важно и основополагающе для вас, непременно присутствует и в социокультурной среде, в которой пытается обрести себя дочка-подросток. Сделайте шаг навстречу новым ценностям дочери, — пусть и временным, — и обязательно помогите ей найти в них связующие мостики с интересами и увлечениями, занимавшими ее совсем недавно.

Добавить комментарий