Ребенок не хочет учиться: какие причины такого явления? Что могут сделать родители и учителя, чтобы вернуть школьнику мотивацию к учебе? Как предотвратить подобные ситуации и правильно настроить ребенка на ответственность и продуктивность?
Многие родители школьников рано или поздно сталкиваются с ситуацией, когда ребенок совсем не хочет учиться. Учителя и родители стыдят, угрожают, а порой и наказывают – но становится только хуже. Разберемся по порядку: почему у детей пропадает интерес к учебе, что послужило виной этому и что с этим делать?
Содержание:
Психологи выделяют пять основных причин, по которым ребенок не хочет учиться. Многие родители, спокойно и беспристрастно изучив их, находят корень проблемы.
Мама (обычно мама, но бывает и бабушка, и папа, и другой родственник) слишком сильно опекает ребенка с самого его рождения, продолжая такую линию поведения и в школе. Она делает вместе с ним домашнюю работу, сама собирает портфель, постоянно на связи с учителем, контролирует любое действие. Такая помощь может превратиться в медвежью услугу: ребенку не нужно думать самостоятельно, самому что-то делать, запоминать, ведь есть мама, которая поможет и подскажет!
Ребенок, который с раннего детства удивлял всех потрясающими способностями, в школе может просто заскучать. Многие такие дети учатся на 4 и 5, потому что легко все схватывают, но учителя и родители понимают, что такой ребенок мог бы намного больше. Но ребенок не хочет учиться: что делать с этим – непонятно.
Если в воспитании была не гиперопека, а другая крайность – полное равнодушие со стороны родителей, это тоже не способствует интересу к учебе. Ребенок может иметь прекрасные природные данные, но из-за недостатка родительской любви и внимания у него не развит познавательный интерес, он не понимает: а зачем ему нужно чему-то учиться?
Для детей очень важны отношения в коллективе. Если он поссорился с друзьями, если его травят за какие-то недостатки, то он переживает из-за этих проблем, а на учебу просто не хватает морального ресурса. Также негативно могут повлиять и непонимания между учеником и учителем.
Болезненные дети быстро понимают, что их жалеют за их слабое здоровье. И даже при прекрасном самочувствии могут жаловаться на недомогание, чтобы их не ругали за не сделанную домашнюю работу или чтобы не вызывали сегодня к доске. И такого ребенка учителя и родители не ругают, а жалеют, хорошие оценки натягиваются из жалости. А дети не дураки, они быстро понимают, что нет смысла напрягаться, если все и так неплохо складывается!
Теперь давайте разберемся, как же вести себя при каждой из этих ситуаций.
1. При чрезмерной опеке родителю стоит обратиться к психологу и поработать над своим отношением к ребенку. Возможно при снижении контроля успеваемость ребенка резко упадет, вместо уроков он будет заниматься любимыми делами. Но со временем он научится ответственности, захочет сам доказать себе и родителям, что может и сам хорошо учиться, перестанет бояться ошибок.
2. Проблема ленивых гениев в том, что их в детстве перехвалили. И придется объяснить ребенку, что его таланты – это данность, как цвет глаз или цвет волос, а не повод гордиться и ничего не делать. В ряде случаев помогает перевод в специализированную школу для одаренных детей, где ребенок уже не будет выделяться своими способностями, а станет таким, как все остальные ученики, и сам захочет поднапрячься, чтобы не отставать от одноклассников.
3. При отсутствии любознательности ребенку сложно помочь. Ведь если родители не занимались им до школы, до и вряд ли будут заниматься в дальнейшем. Поэтому здесь задача ложится на плечи преподавателей: им нужно привить интерес хотя бы к одному предмету: тогда из такого ребенка может вырасти даже великий ученый!
4. В случае конфликтных ситуаций нужно помочь ребенку их решить. Возможно, с помощью учителей, родителей одноклассников или школьного психолога.
5. С болезненным ребенком нужно четко научиться понимать, когда ему действительно плохо, а когда он манипулирует своим состоянием. Также следует побороть в себе чувство жалости: оно убивает самооценку человека и подавляет желание чего-то добиваться. Ребенок должен понять, что его заболевание не делает его хуже других, и он может добиться не меньшего, чем его одноклассники.
Самое главное для родителей – не перекладывать вину за отсутствие интереса к учебе на ребенка, а спокойно найти причину и продумать ее решение, самостоятельно или при помощи психолога.
Ребенок может капризничать по-разному, но чаще всего его поведение сводится к плачу. Не нужно искать вариант пресечения плача, не разобравшись…
Нет двух одинаковых детей, поэтому и кризис у каждого проходит неодинаково. Но если разобраться в детской психологии, реально подготовится к…
Многие психологи обращают внимание молодых родителей на то, что первые возрастные кризисы у малыша начинаются не после того, как ему…
Успокоить новорожденного можно разными методами. Чаще всего детки плачут, когда хотят есть или чувствуют дискомфорт. Также они могут пытаться привлечь…
С момента рождения до начала школьного периода ребенок проходит сложный и интересный путь развития – дошкольный период. Изучение основных направлений,…
Патриотическое воспитание в семье сегодня часто отходит на второй план, — отнюдь не по причине недостатка патриотизма у самих родителей,…