Если родители замечают, что ребенок путает при письме буквы, пишет их зеркально или пропускает, то это симптомы дисграфии. С детьми следует специально позаниматься, чтобы устранить проблему. Упражнения, которые реально выполнить в домашних условиях, опишем далее.
Содержание:
Дисграфия ― это не орфографические ошибки, а те, которые родители чаще всего списывают на элементарную невнимательность детей. Однако при выставлении оценки учителем, эти недочеты считаются ошибками, потому ребенку обидно, если буквы в словах потерялись или поменялись местами ― дети и сами не понимают, как так случается.
Специалисты утверждают, что дисграфию победить можно. Однако понадобится приложить некоторые усилия. Проблема носит массовый характер, если поинтересуетесь у учителей начальных классов, какие самые распространенные ошибки совершают школьники при письме, то преимущество будет именно за теми, которые попадают под определение дисграфии.
Если замечаете, что ребенок часто пишет с ошибками такого рода, как «собка» вместо «собака», «кроать» вместо «кровать», «котено» вместо «котенок», то это и есть дисграфия. При этом неважно, какие буквы попускаются, гласные или согласные.
Какие упражнения помогают решить проблему
Возьмите список слов и устройте ребенку диктант, в котором сначала пишется слово из списка, а затем оно же, но наоборот.
Сначала выбирайте слова, которые состоят из малого количества букв. Также старайтесь, чтобы эти слова входили в круг знаний ребенка. Постепенно сложность можно наращивать путем диктования более длинных слов, а затем можно перейти на диктанты из целых предложений: сначала предложение записывается правильно, а потом каждое слово в нем ― в обратном порядке.
Чтобы это упражнение было вдвойне полезным, берите слова из учебника, из списка словарных слов по возрасту ребенка.
Это же упражнение можно выполнять устно и не дома, например, на прогулке, используя в качестве учебного материала рекламные вывески, афиши и объявления.
В этом упражнении мы намеренно просим ребенка писать так, как он не пишет в реальной жизни. Скажите, что правило зазеркалья состоит в том, что писать нужно, специально пропуская какие-то буквы. Например, попросите написать предложение «мама мыла раму», убрав из всех слов гласные: «мм мл рм». Либо убрать можно согласные буквы. Вариант выбора может зависеть от того, какие буквы при письме чаще всего теряются.
Попросите, чтобы дети сразу писали на слух, исключая какие-то буквы. Также как и в первом упражнении, давайте сначала несложные предложения, усложняя занятие путем использования слов большей длинны и большего количества слов в предложении.
Это самое эффективное упражнение в списке других. Его правила таковы: сначала взрослые и ребенок договариваются о том, как будут зашифрованы буквы. Например, буквы «е», «ё», «ю», «я» можно обозначать цифрой «1», остальные гласные ― цифрой «2», а согласные ― цифрой «3». Тогда предложение «мама мыла раму» будет записано так: «3232 3232 3232». Текст можно зашифровывать как на слух, так и списывая его из книги. Первый вариант сложнее, но давать выполнять нужно оба варианта, чередуя их в занятиях.
Как понятно из простоты кода, шифр не обязательно расшифровывать, главное, чтобы у ребенка вырабатывалась особая внимательность ко всем без исключения буквам. Впрочем, если составить более сложный шифр, зашифрованные предложения реально расшифровывать.
Попробуйте написать текст из нескольких предложений, намеренно допустив в словах ошибки с пропуском букв. Пусть ребенок проверит этот текст и найдет все недочеты.
Занятиям можно уделять около 15 минут времени. Выполнять их можно непосредственно перед домашним заданием по русскому языку в качестве разминки. Если ребенку нравятся какие-то упражнения, можно включить их в ежедневные игры. Например, очень удачно вписывается в досуг упражнение «Шпионские игры».
Обязательно отслеживайте эффективность занятий, уменьшается ли количество ошибок с пропуском букв на письме у ребенка.
Упражнения нацелены сосредоточие внимание у ребенка на проблемных нюансах при письме. Выполняя их, дети привыкают к необходимости более внимательного отслеживания букв в словах. Практика показывает, что занимаясь систематически, легко победить дисграфию. Обязательно сделайте занятия ежедневными уже в первом классе, тогда ко второму классу, когда за выполненные письменные работы детям начнут ставить оценки, у ребенка не будет досадных недочетов.
Ребенок может капризничать по-разному, но чаще всего его поведение сводится к плачу. Не нужно искать вариант пресечения плача, не разобравшись…
Нет двух одинаковых детей, поэтому и кризис у каждого проходит неодинаково. Но если разобраться в детской психологии, реально подготовится к…
Многие психологи обращают внимание молодых родителей на то, что первые возрастные кризисы у малыша начинаются не после того, как ему…
Успокоить новорожденного можно разными методами. Чаще всего детки плачут, когда хотят есть или чувствуют дискомфорт. Также они могут пытаться привлечь…
С момента рождения до начала школьного периода ребенок проходит сложный и интересный путь развития – дошкольный период. Изучение основных направлений,…
Патриотическое воспитание в семье сегодня часто отходит на второй план, — отнюдь не по причине недостатка патриотизма у самих родителей,…