Main menu

Методика Монтессори

17 Янв 2018

Методика Монтессори

Методика Монтессори – довольно демократичный взгляд на детскую систему образования. И не смотря на свою кажущуюся легкость, данная система является действительно продуманной и эффективной.

Однако перед тем, как заняться развитием своего ребенка по такой методе, родителям в первую очередь необходимо обзавестись большим запасом терпения и правильных знаний для себя.

Ведь весь их стандартный образовательный опыт, полученный до этого, будет скорее мешать, чем помогать малышу.

Мария Монтессори – первый итальянский врач женского пола, которая разработала специальную методику обучения для детей. Примечательно, что по задумке автора обучать ребенка по такой системе можно было с 3 лет.

Однако хорошие результаты, которые показывает методика Монтессори, привели к тому, что сегодня практически во всех центрах раннего развития существуют программы обучения для детей категории 1+ имени Марии.

Естественно, подобные программы уже не являются изначальной разработкой Монтессори, поскольку содержат в себе наработки современных педагогов.

Суть оригинальной методики

Вся педагогическая система Монтессори выстраивается вокруг ребенка, что уже отличают данную методу от иных образовательных систем. Задача родителей и педагогов в данном случае – ненавязчивое направление малыша к саморазвитию и самовоспитанию.

Мария утверждала, что именно в период от 0 до 6 лет происходит основное развитие интеллекта ребенка, а так же становление основ его психики.

Между прочим, такие данные подтверждают и современные детские психологи, утверждающие, что уже примерно к 4 годам у маленького человечка развивается до 50% природного интеллекта.

Таким образом, если взрослые постоянно «давят» на малыша, вынуждая его развиваться, как им хочется, а не как нравится ребенку, то они просто авторитарно губят, возможно, будущего гения или просто талантливого человека.

При этом важным элементом обучения по Монтессори является подготовленная среда. Проще говоря, это помещение, где в свободном доступе, но с разделением на секции, находятся разные обучающие материалы.

Стоит отметить, что автор методики под словом «материалы» подразумевала игрушки, а под термином «заниматься» — саму игру.

Так вот, ребенок сам решает, с чем он больше хочет играть, а взрослый помогает ему организовать эту игру и только. При этом родители или педагоги постоянно наблюдают за малышом, отмечая его успехи или маленькие неудачи.

Это делается для того, чтобы взрослые могли ненавязчиво скорректировать деятельность ребенка в том случае, если он взял для освоения слишком сложный материал, с которым не может разобраться. Или же, наоборот, если малыш «засиделся» с легким материалом и боится двигаться дальше.

Методика Монтессори

Несколько причин, почему стоит выбрать систему Монтессори

Разумеется, в нашей стране данная методика еще не используется повсеместно, именно поэтому существует так мало педагогов, которые действительно способны взращивать индивидуальные детские личности, а не «штамповать» одинаковых детей.

Однако перед современными родителями сегодня открыты все двери, ведь они могут использовать для развития собственного чада не только государственные образовательные учреждения, но и частные.

Так почему же метод развития Монтессори ежегодно приобретает все больше поклонников?

•Отсутствие соревновательных элементов.
В этом случае медленно развивающийся ребенок не сталкивается с насмешками ровесников или оскорблениями педагогов, поскольку его просто ни с кем не сравнивают.
И наоборот, быстро развивающиеся дети имеют возможность постоянно двигаться вперед, не дожидаясь, пока остальные ровесники усвоят новый материал.

•Обучение без принуждения.
Все дети по-разному воспринимают образовательный процесс. Однако при постоянной ненавязчивой поддержке детского интереса к занятиям можно добиться лучших результатов, чем тогда, когда обучение проходит «из-под палки».

•Педагоги и родители находятся в тесном сотрудничестве.
Да, да, Мария Мантессори утверждала, что родители – неотъемлемая часть образовательного процесса. Ведь если дома к ребенку, например, будет применяться авторитарное обучение, то и вся система даст сбой.

Основные минусы методики Марии Монтессори

Пожалуй, самый главный минус данной методы – ее несовпадение с официальной системой образования. Ведь если малыш длительное время развивался с помощью методики Монтессори, то в дальнейшем ему будет довольно сложно принять дисциплинарную сторону современного образовательного процесса.

Так же стоит отметить, что благодаря этой системе совершенно не развивается творческий потенциал малыша, поскольку все материалы направлены на развитие лишь логического мышления. А ведь гении встречаются не только в математической среде.

Так вот, кратко методика раннего развития Монтессори выглядит так: есть ребенок, и есть его внутренние потребности, психофизиологическое развитие и врожденные способности. Так же есть и специальная предметно-пространственная среда, содержащая в себе различные материалы.

Ребенок определяют, что он хочет изучать здесь и сейчас. Взрослый человек показывает, как работать с тем или иным материалом, после чего, образно говоря, отходит в сторону.
Малыш некоторые время играет по тому алгоритму, который ему предложили родители или педагоги, а затем он сам начинает придумывать правила взаимодействия = игры.

Если ребенок ошибается, то ему предлагается самостоятельно найти решение. Если он работает с материалом «неправильно», то есть не так, как принято обычно, ему разрешается это делать.

В результате именно самостоятельное приобретение опыта, а так же довольно свободные обучающие занятия и приводят к высокому интеллектуальному развитию малыша. Ведь он не терпит поражений и двигается только вперед.

Добавить комментарий