Main menu

Коррекция агрессивного поведения подростков

13 Ноя 2017

Коррекция агрессивного поведения подростков

Агрессивные подростки считаются самыми незащищенными и нуждающимися в любви, понимании и поддержке со стороны взрослых. У детской агрессии есть свои причины и способы выражения. Изучив некоторые методы практической психологии, можно помочь подростку стать полноценным членом общества.

Разновидности агрессии

Агрессия у подростка бывает скрытая и открытая. Открытая выражается в прямом заявлении, что он будет делать по-своему. Ребенок начинает повышать голос на родителей, учителей, отказывается выполнять просьбы. Скрытую же агрессию можно наблюдать у детей, которые боятся ярко проявлять свои эмоции. Агрессия выражается таким образом: ребенок «как бы» не услышал, забыл, не понял и поэтому не сделал то, о чем договаривались.

Агрессивное поведение может иметь нападающий и защитный характер. Первый способ используют дети, которые уверены, что уважения и успеха можно добиться только силой или давлением. Второй способ используется как ответная защитная реакция на неправильное обращение со стороны общества.

Крайняя степень агрессии выражается в нанесении не только морального, но и физического ущерба окружающим. К крайним проявлениям ребенок не приходит очень быстро. Если это произошло, значит была недоработка в воспитании на более ранних этапах взросления.

Методы коррекции агрессивного поведения

Коррекция агрессивного поведения подростков ведется комплексно. Включает в себя 3 направления: работу с родителями, учителями и детьми.

Как помочь подростку измениться

Подростки часто сами не понимают, что с ними происходит, не отдают отчета в своих поступках и реакциях, поэтому нужна помощь опытного психолога. Общение в непринужденной обстановке, тематические тренинги направлены на объяснение поведения в этом возрасте. После изучения причин, предлагаются альтернативные варианты поступков в той или иной ситуации. Такие «заготовки» помогают цивилизованней выразить чувства, без причинения неудобств окружающим. Постоянные встречи с психологом и посещение специальных групп постепенно превращают агрессивных подростков в социально адаптированных детей.

Советы для родителей

Главный совет для родителей – набраться терпения. В этот период ребенок будет стараться расширять границы своих прав и пытаться отказываться от обязанностей. Помните, что папа и мама должны навсегда и в любых обстоятельствах остаться лучшими друзьями своего ребенка. Это не значит, что родители должны потакать его капризам (в том числе и подростковым), но терпеливо, в уважительной форме настаивать на том, что действительно имеет большое значение.

Не уступая в принципиальных вопросах, необходимо ослабить давление в менее важных ситуациях. Позвольте вашему повзрослевшему ребенку принимать самостоятельные решения там, где это уместно. Не спорьте с ним по мелочам, например, что одеть, обуть, в какую секцию записаться (если это не переходит всех границ допустимого). Ваша задача – вырастить полноценную личность, которая сможет затем полностью взять ответственность за свою жизнь. А как это возможно, если вы будете все подсказывать?

В этом возрасте у детей часто возникает желание изменить весь мир к лучшему. Они могут начать критиковать устои родителей. Не спешите выходить из себя и отговаривать ребенка от утопических, на ваш взгляд, идей. Лучше направьте его в какую-то волонтерскую команду, где на практике и в соответствии с возможностями будет удовлетворена потребность что-то менять. Если родители никогда ранее не разговаривали с ребенком как с человеком, который имеет право на свое мнение, то самое время начать это делать. Прислушайтесь к рассуждениям своего подростка, многие из них окажутся креативными и рациональными.

Управлять ребенком в этом возрасте становится трудней, чем обычно. Родители боятся, что ребенок свяжется с плохой компанией, и иногда эти опасения имеют под собой основания. Только крепкие отношения в семье, уверенность подростка в том, что он безгранично любим, необходим, ценен будут давать ему силы преодолевать препятствия. Уважайте своего ребенка и он научится уважать себя и окружающих. Не стесняйтесь обращаться за помощью к специалистам и расширять свои знания в области психологии и педагогики.

Коррекция агрессивного поведения подростков

Как реагировать педагогам

Кроме агрессии в домашних условиях, негативные проявления наблюдаются в школе. Подросток может некорректно вести себя по отношению к одноклассникам и учителям. Задача педагогов – установить здоровые отношения в детском коллективе, научить правильно выражать свои эмоции, без оскорблений и унижений. Для этого педагоги сами должны показывать пример уважения друг к другу, родителям и ученикам.

Часто агрессия подростка к учителю связана с несправедливыми требованиями, унизительными методами воспитания, непредсказуемостью и непоследовательностью в принятии решений или наказаниях. Подросток в этом возрасте умеет хорошо анализировать, но при этом не готов уважать старших, только потому, что они взрослые. Для уважения ему необходимы более веские причины. Педагогам постоянно нужно работать над своим имиджем, профессионализмом. Но больше всего дети ценят хорошее к ним отношение. При этом нужно соблюдать баланс между добротой и строгостью. Правила поведения должны быть установлены четко, понятно и быть выполнимыми.

Работа социального психолога

Выше были рассмотрены модели агрессии среднестатистического подростка, который вступил в сложный для себя период. Ребенок готов меняться, слушаться взрослых, учиться новому, избегать конфликтов, стремиться к самосовершенствованию. Но есть и крайние проявления агрессии, когда подросток привык к деструктивной модели общения и даже начал получать от этого удовольствие. Встречаются дети, которые нарушают правила, чтобы самоутвердиться. Они отвергают свою потребность в обществе и пытаются установить свои порядки агрессивными методами.

В этом случае недостаточно будет только разговоров родителей, педагогов и психологов. Здесь начинается работа социального психолога. Необходимо действовать более строгими методами. Объяснять ответственность, в том числе и уголовную, за свое поведение. Некоторых детей приходится ставить на школьный учет, а иногда и на учет в полиции. Статистика говорит, что такие дети ранее были лишены родительского внимания и правильного воспитания. Время было упущено, а затем появились негативные последствия. С такими детьми также нужно продолжать работать, развивать их потребность в нормальных человеческих отношениях.

Добавить комментарий