Main menu

7 эффективных игр на развитие мышления

04 Июл 2017

7 самых эффективных игр на развитие мышления у ребенка

 

Развитие мышления у ребенка самое приоритетное из направлений всестороннего развития. Однако не всегда дети готовы заниматься ежедневно. Поэтому взрослым следует знать, какие игры нужно использовать в повседневности, чтобы не напрягать внимание детей, но влиять на развитие их мышления.

Игра #1: Что было, что будет

Игра отлично подходит для уютных семейных вечеров в гостиной. Выберите для раунда любой предмет из интерьера, например, стол и предложите детям ответить на следующие вопросы. Чем был стол ранее? Чем он мог бы стать в будущем. Очевидно, что стол был деревом, досками, деревянными заготовками, а может стать, теоретически, плотом для путешествия по реке, каркасом для детского домика и т.д. Идеи могут быть даже гипотетические, ведь главное, чтобы малыши вышли за суть предмета, пофантазировали и предложили нестандартные варианты использования стола.

Игра #2: Из чего состоит

Игра может проводиться где угодно, обстановка не влияет на процесс. Ведущий загадывает предмет, а затем предлагает рассказать, из чего тот состоит в деталях. Чем сложнее вещь, тем больше деталей. С другой стороны, загаданные с виду простые предметы, позволяют детям проявить сообразительность, чтобы на словах разложить этот объект на составляющие части. Например, взять все тот же стол. Он состоит из столешницы, ножек, мебельной фурнитуры, гвоздей, шурупов, ящиков и т.д. Во-первых, эта игра развивает наблюдательность, во-вторых, дает детям представление о том, что за каждым объектом стоит какая-то его деталь, которая может выполнять в составе этого предмета определенную функцию.

Игра #3: Найди свою альтернативу

В этой игре детям можно предложить поразмышлять над тем, какие варианты альтернативного применения существуют у обычных, каждодневно используемых в быту предметов. Допустим, как бы дети использовали фломастеры, которыми рисуют. Их можно применять как счетные палочки при обучении счету в уме, как границы дорожек для игр с машинками и т.д. В такой игре мы будет развивать у ребенка нестандартное мышление, подтолкнем его к необходимости отказа от шаблонов, изменим взгляд на окружающую действительность, научим решать подчас непростые для их возраста задачи.

Игра #4: Это плохо или хорошо

Игра отлично подходит для времяпрепровождения в домашней обстановке, чтобы ничего не мешало серьезно подумать. Взрослые моделируют ситуацию в коротком рассказе, а затем предлагают детям подумать, что в описанных событиях хорошо, а что ― плохо. Возможно, дети дадут оценку поступку героев рассказа, главное, чтобы малыши научились рассуждать, делать выводы и так сказать, «зрить в корень», видеть причину произошедшего. При этом не обязательно выбирать в качестве главных героев людей. Вот яркий пример с представителями мира животных: птица съела гусеницу ― хорошо это или плохо. С одной стороны ― плохо, потому что гусеница погибла, с другой ― насекомое само является бедой для плодовых деревьев, а птица, по сути, спасла урожай. Только подумайте, как полезно научить ребенка с разных сторон смотреть на одно и то же событие!

Психологи рекомендуют играть в «Это плохо или хорошо» еще и затем, чтобы развивать в детях оптимистичный жизненный настрой.

Игра #5: Какое слово я задумал

Игра заключатся в угадывании детьми слова, которое задумал ведущий. За словом может скрываться любой предмет или человек. Желательно заранее договориться, из какой области знаний будет загаданное слово. Например, это может быть географический объект. Далее дети задают ведущему такие наводящие вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Допустим, находится ли этот географический объект в Европе? Вопросы должны, в конечном счете, привести детей к загаданному слову. Игра тренирует умение правильно формулировать вопросы, отсекать важную и неважную информацию, запоминать детали об объекте, которые выясняются походу игры через заданные ведущему вопросы.

Игра #6: Верю или не верю

Это очень интересная логическая игра, которая требует сосредоточенности, а потому лучше вовлекать в нее детей в тихой обстановке. Придумайте несколько фраз, которые характеризуют одно и то же событие, явление. Пусть дети отвечают, верят ли они в них или нет. Например: «Все морские животные ― млекопитающие», «Некоторые морские животные ― млекопитающие», «Существуют ластоногие животные, которые являются млекопитающими». Оцените, насколько тонки смысловые нюансы в этих фразах. Польза в этой игре в развитии у детей аналитического мышления. Используйте ее и во время подготовки детей к школе.

Игра #7: Как продолжить фразу

Одна из самых веселых игр, но это не умаляет ее достоинство в списке других развивающих мышление. Правила предельно просты: ведущий или один из играющих детей начинает предложение, а остальные должны закончить его всего одним словом. Допустим, в конце апреля на улице становится … (теплее, красивее, зеленее). Вот увидите, после таких игр дети станут смекалистее и внимательнее к деталям.

Добавить комментарий